Связаться с нами

Битва за аэропорт – почему Запорожье против концессии

Если аэропорт у города заберут, летать будет очень дорого и небезопасно. И это не сгущение красок. Бюджет Запорожья понесет непоправимые потери, поступлений станет значительно меньше, а кредиты платить будет нечем

Если аэропорт у города заберут, летать будет очень дорого и небезопасно. И это не сгущение красок. Бюджет Запорожья понесет непоправимые потери, поступлений станет значительно меньше, а кредиты платить будет нечем

Пятничный обыск в реконструированном аэропорту – новой гордости Запорожья – вызвал мощнейшую волну негодования в СМИ и разгорячил горожан. По сути это неприкрытая рейдерская атака, которую хотят прикрыть фиговым листком сомнительной “ухвалы” от 2015 года.

Осуществившие налет силовики не ожидали столь острой реакции, которая теперь окажет значительные последствия на политические расклады в регионе в ближайшем будущем. Еще бы, в кои веки обдираемый Центром областной центр за собственные деньги сделал передовой объект и его тоже хотят отобрать – только в этом году Киев отрезал от бюджета Запорожье миллиард гривен, взял под себя реконструкцию злополучных мостов, но завалил тендер, а теперь пришла очередь аэропорта.

Премьер Гончарук. Обещанного моста пока не будет

Как известно, Министерство инфраструктуры в октябре заявило о подготовке передачи в концессию отреставрированного за деньги запорожской громады здешнего аэропорта. На местную власть оказывают давление, чтобы мэр и депутаты согласись передать в концессию коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Запорожье». ПЛОТИНА разбиралась, чем это грозит нашему городу.

Конце́ссия (от лат. concessio «разрешение, уступка») — вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Идея подразумевает спасение того или иного объекта с помощью денег инвесторов. Но это на бумаге. В отечественных реалиях это чаще форма скрытого грабежа прибыльного предприятия с помощью административных рычагов. «Инвестор» или вытягивает доход, а убытки оставляет собственнику: громаде, государству, или же глушит предприятие, как конкурента.

В Украине отдать в концессию аэропорт – это зачастую все равно, что похоронить его. Страна знает печальные примеры такой негласной приватизации. Например, в 2010 году Ивано-Франковский аэропорт передали в концессию на 30 лет фирме «Скорзонера», конечными бенефициарами которой значатся Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. В итоге за 9 лет «успешного» управления там есть всего два рейса … от скандально известной МАУ — в Киев и Аликанте. Лоукостов, как в Запорожье, там нет (и не будет, скорее всего). Владельцу аэропорта невыгодно пускать в свою вотчину лоукостеров, которые составят ему мощнейшую конкуренцию. Тогда как из аэропорта «Запорожье» уже давно услугами бюджетных авиаперевозчиков пользуются не только сами запорожцы, но и жители Херсона, Днепра и других городов. И это стало настоящим прорывом на рынке авиаперелетов.

Премьер Гончарук. Приятно пиариться на чужих достижениях и строить собственные бизнес-планы

Смело можем сказать, что сегодня на всем Юго-Востоке страны нет аэропорта крупнее запорожского! Ведь аэропорт соседнего Днепра — еще один пример «успешной» передачи в частные руки. В 2009 году его купила компания «Галтера», которую также связывают с неформальной группой «Приват» тех же Коломойского и Боголюбова. Однако за 10 лет там ничего не изменилось в лучшую сторону. И лишь на этот год в госбюджете запланирован миллиард (!) гривен на ремонт аэропорта. Не городских средств, а государственных. Естественно, «Днепр» на время закроют, и ВСЕ его пассажиры будут пользоваться аэропортом «Запорожье», который еще в прошлом году обогнал Днепр в полтора раза по числу обслуженных пассажиров. Улавливаете связь?

Ивано-Франковск не ощутил успех от концессии

Государству аэропорт не нужен

Как указано выше, осенью в Мариуполе на инвестиционном форуме министр инфраструктуры Владислав Криклий огорошил всех заявлением, что ряд аэропортов правительство намерено передать в концессию «эффективным собственникам». В список попали, в том числе, Львовский аэропорт и «Запорожье». Андрею Садовому в данной ситуации «метаться» бесполезно: аэропорт им. Данила Галицкого находится в собственности государства. Тогда как «Запорожье» принадлежит городу.

Немного истории. Государственное предприятие «Аэропорт Запорожье» создано 1 июня 1994 года. Маленькое здание аэровокзала капитально не обновлялось с момента постройки в 1965 году. В преддверии Евро-2012 из обещанных премьер-министром Юлией Тимошенко 275 млн. грн. на реконструкцию выделили всего 3 млн. на проект… Государство поспешило избавиться от обузы аэропорта «Запорожье», в декабре 2012 года тогдашний министр инфраструктуры Украины подписал приказ, согласно которому определён порядок передачи имущественного комплекса ГП в коммунальную собственность города и с зимы 2013 года аэропорт стал принадлежать громаде.

Ничего интересного там не происходило до тех пор, пока не сменился мэр – Владимир Буряк решил аэропорт реанимировать. Противодействия было очень много, но два года назад началась грандиозная стройка нового терминала. И параллельно ремонтировалась взлетно-посадочная полоса, аэропорт временно закрывался, но при этом из года в год наращивал объемы пассажироперевозок.

Народ Запорожья против «слуг»

«Еще два года назад даже в Запорожье, мало кто верил в успешную реконструкцию и перезапуск аэропорта. Но настойчивость мэра, редкий для нынешних времен консенсус между городской властью, политическим бомондом и разношерстной общественностью сделали невозможное возможным. К осени 2019 года стало понятно, что запорожскому аэропорту быть. И тут же в Запорожье потянулись всевозможные гонцы с нескромными предложениями своих интересов. А в ноябре свой залп дала и тяжелая артиллерия в виде премьер-министра Гончарука и министра инфраструктуры Криклия, которые недвусмысленно заявили о том, что аэропорт заберут в концессию, – рассказал Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества. – Но, совершенно неожиданно, «зеленая команда» столкнулась с консолидированной позицией запорожцев. Впервые вокруг Владимира Буряка сплотились все – от национал-радикалов до ОПЗЖ, – отдавать аэропорт никто не собирался».

«ПЛОТИНА» двумя неделями ранее уже сообщала, что в Киеве готовятся к захвату прибыльного предприятия. И этот инсайд подтвердился 17 января в лучших традициях худшей украинской власти с силовиками, масками и молотками. При это Запорожская СБУ на чистом глазу искала следы преступлений по делу от 2015 года, когда в городе мэром был Син, а в горсовете работали совершенно иные депутаты. А сегодня усугубляет ситуацию, разгоняя по соцсетям потешные видео от подконтрольной организации со смешным названием «Тверезі подвір’я Запоріжжя» под музыку из «Звездных войн» – https://m.facebook.com/groups/856952597745162?view=permalink&id=2707157022724701. Воистину матерый уровень!

«Посмотрим, что будет дальше, но пока все смахивает на то, что Киев хочет прибрать к своим рукам весьма перспективный в плане финансовой выгоды инфраструктурный объект, а заодно и скомпрометировать запорожского градоначальника Владимира Буряка, с чьим именем связывают развитие аэропорта с тем, чтобы на следующих местных выборах поставить на его место какого-нибудь очередного артиста, благо в Запорожье развито КВНовское движение, и комиков с ди-джеями немало», – говорит Кулик.

Мэр, депутаты и горожане отступать не собираются

Действительно, мэр Буряк сразу после появления первых слухов о возможной концессии жестко заявил: аэропорт принадлежит только громаде Запорожья! Его решительно поддержали и депутаты горсовета. Кроме публичных заявлений, на предстоящую сессию они выносят резкие проекты с посланиями в адрес Киева. Вторят им и известные общественники.

Активистка Елена Еременко на своей странице в соцсети написала: «С моей точки зрения, цель и задача одна: посадить на крючок, с целью беспрепятственной передачи аэропорта в концессию. Без согласия городской власти, это сделать невозможно».

Депутат облсовета Алексей Беликов подчеркивает, что город сплотится в борьбе за аэропорт: “В концессию передаются проблемные предприятия, у которых нет возможностей для развития. А наш аэропорт отлично развивается при помощи города. Такого и близко не было, пока он числился госпредпрриятием, именно числился, потому что ни внимания, ни денег ему не уделяли. Да и сейчас деньги из госбюджета в Запорожье не спешат: дотации урезали в разы, денег на мосты не дали и т. д. Если аэропорт отберут – бюджет города потеряет миллионы, аэропорт лишится сотрудничества с лоукостерами (их конечно, вытеснит МАУ) и город потеряет перспективу развития. Выход один: единой силой противостоять концессии”.

Политолог Павел Скурский уверен, что эффект от обысков будет прямо противоположный ожидаемому: «Неожиданно загудел весь город на желание Зе-команды по беспределу отжать высокодоходное предприятие. Ну, а от рейтинга СН опять отвалился кусочек, а может и целый кусок!».

Едко спрогнозировал развитие ситуации известный журналист Богдан Василенко: «Мэр Запорожья против концессии аэропорта. Это хорошо. Теперь ждём, не придут ли с обысками к самому мэру».

И действительно, есть информация, что опешившие силовики готовы давить и дальше на непреклонного мэра – на будущей неделе собираются проводить обыски в здании горсовета, так сказать, провести второй акт устрашения несогласных на концессию.

Но Буряк остается непоколебим. И это правильно. Прибыль предприятия должна идти в бюджет города и покрывать кредит, к которому пришлось прибегнуть ради завершения строительства терминала. А не стекать ручьем в карман к любителям «концессировать» аэропорты, выжимать их, а потом выбрасывать, как надоевшие и поломанные игрушки… Пусть даже эти “концессионеры” и называются добрым словом «Слуги народа».

Будь в курсе новостей Запорожья.Читай наш телеграм-канал!

Новости

В одном из районов Запорожья благоустроили 200 подъездов в домах

Это только начало, а в будущем планируют отремонтировать все подъезды многоэтажек в Хортицком районе.

Это только начало, а в будущем планируют отремонтировать все подъезды многоэтажек в Хортицком районе.

Более чем в 200 подъездах 15 микрорайона были проведены работы по благоустройству: установили новые окна, двери, светильники, почтовые ящики. Конечно, также в некоторых домах удалось сделать много “скрытых” работ: отремонтировано трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации и отопления.

Также заменили светильники на всех этажах и при входе. Вместо обычных «лампочек Ильича» решили установить современные, энергосберегающие антивандальные светильники.

Ну и, конечно, не обошлось без замены старых окон на новые металлопластиковые энергосберегающие стеклопакеты. Они пропускают свет и задерживают тепло.

Читать далее

Новости

В Запорожье предприятие по вывозу мусора пополнилось новой техникой

Стоимость нового бульдозера свыше 2 миллионов.

Стоимость нового бульдозера свыше 2 миллионов.

Компания «Вельтум-Запорожье» одно из предприятий, которое занимается вывозом мусора на территории Запорожья. За время работы в городе обновили 30% контейнеров, заменив их на новые оцинкованные, а также повысили качество предоставления услуг.

В начале сентября предприятие приобрело бульдозер Б-10 стоимостью 2,1 млн грн. Эта техника подходит для разных видов работ на полигоне твердых бытовых отходов.

За счет гусеничного хода у бульдозера высокий уровень устойчивости на неровной поверхности. Также эта модель отличается более низким потреблением топлива по сравнению с предыдущими моделями, повышенным уровнем работоспособности и неприхотлива в обслуживании. 

Читать далее

Новости

В Запорожье появится еще одно место для проведения спортивных соревнований

Первый этап реконструкции пляжной зоны подходит к концу.

Первый этап реконструкции пляжной зоны подходит к концу.

В Заводском районе Запорожья по ул. Лейтенанта Шмидта завершается реконструкция пляжной зоны отдыха, а точнее ее фактически построили с нуля для комфорта горожан. Теперь жители Заводского района получат свой пляж.

Сюда завезли белый песок, установили раздевалки, скамейки, современное освещение, оборудовали территорию для удобного пользования людям с инвалидностью, а также здесь появилась детская и спортивная площадки.

Таким образом в городе появилось еще одно место отдыха, где можно заниматься большим теннисом, баскетболом, футболом и волейболом.

Читать далее

Популярные